Василий Тихоновец

Варианты выхода из жилищно-коммунального тупика

5. Новый подход к теме ЖКХ

Прежде всего, нужно признать: жилищно-коммунальные проблемы города имеют не две стороны, как у медали или у Луны, а множество. Но мы выделим только четыре основные:



- техническая сторона: от капремонта зданий, сооружений и коммуникаций – до качества текущей эксплуатации этих объектов. От контроля над количеством и качеством поставляемых энергоресурсов – до контроля качества услуг по содержанию и техническому обслуживанию многоквартирных домов и придомовых территорий, включая вывоз ТБО и иные услуги;

- экономическая сторона: от соответствия оплаты жилищно-коммунальных услуг реальным объёмам этих услуг – до подготовки документации для вхождения в краевые и федеральные программы энергосбережения, капитального ремонта жилья и т.д.;

- юридическая сторона: от защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг от недобросовестных поставщиков, подрядчиков и управляющих организаций – до юридической помощи в организации ТСЖ или смены управляющей компании;

- социальная сторона: от организации прямой и обратной связи между населением и органами местного самоуправления по проблематике ЖКХ – до информационного обеспечения потребителей жилищно-коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах и всевозможных форм организационной работы с жителями города.

Если есть понимание, что проблемы ЖКХ уже давно являются острейшими социально-политическими проблемами нашего города, то нетрудно понять: именно они решают политическую судьбу любого очередного или внеочередного главы города и всей его команды.

Если такого понимания нет, то всех горожан ждёт регулярная и непрерывная сменяемость руководства по единой схеме: предвыборные обещания кандидата N – надежды избирателей – крушение надежд – горькое разочарование в очередном народном избраннике – выборы – предвыборные обещания кандидата X – и так далее – до скончания века.

Допустим, что понимание у нынешнего руководства города есть. Но не очень понятна схема позитивных преобразований структуры администрации.

Попробую предложить подходы к принятию назревших решений:

1) Всем комплексом социального аспекта жилищно-коммунальных проблем должен заниматься Заместитель главы города по социальным вопросам, так как в городе нет иного социального вопроса таких всеобъемлющих масштабов и остроты. Такой подход к функциональным обязанностям одного из заместителей главы города непривычен, так как «зам по социалке», курирующий вопросы «культуры и физкультуры» повсеместно воспринимается как Главный массовик-затейник.

2) Отдел по связям с общественностью должен заниматься не освещением достижений городской администрации, а своим прямым делом – организацией прямой и обратной связи между населением города и органами местного самоуправления по всем вопросам общественной жизни города, включая самый животрепещущий: ЖКХ.

3) Особую роль в обеспечении взаимодействия органов местного самоуправления и горожан по проблемам граждан в сфере ЖКХ должны сыграть Советы микрорайонов города.

4) Отдел потребительского рынка в Комитете по управлению имуществом (КУИ) должен быть переподчинён Заместителю главы администрации по ЖКХ и переориентирован с организации соревнований парикмахеров и кулинаров на защиту потребителей самого обширного рынка – рынка услуг сферы ЖКХ.

5) Всем комплексом технико-экономических и юридических вопросов ЖКХ должно заниматься вновь созданное Управление ЖКХ, о котором говорилось выше.



6. Некоторые подробности

1) Заместитель по социальным вопросам: новый круг обязанностей.

Сохраняя координирующие функции в части культуры и спорта, это должностное лицо должно возглавить и координировать всю работу с населением в части социально-политического аспекта отношений граждан со сферой ЖКХ и властью.

Именно этот руководитель должен обеспечивать социально-политическую стабильность в городе и не допускать социальных взрывов и потрясений, связанных с проблемами жилищно-коммунального хозяйства. Вся организационная и информационная работа с гражданами по решению их проблем в сфере ЖКХ должна проходить по линии заместителя Главы города по социальным вопросам. Заместитель главы города по ЖКХ не может тянуть ещё и этот тяжеленный воз – это нужно отчётливо понимать.

Вся полнота ответственности за положение дел в городском жилищно-коммунальном хозяйстве должна быть разделена на две части:

- технико-экономические и юридические аспекты сферы ЖКХ курирует заместитель главы города по ЖКХ;

- социально-политические и организационно-массовые аспекты этой сферы курирует заместитель главы города по социальным вопросам.

Координировать слаженность работы двух заместителей должен сам глава города.

Только в этом случае огромный воз накопленных проблем можно будет сдвинуть с места.

2-3) Отдел по связям с общественностью и Советы микрорайонов города

Отдел по связям с общественностью должен полностью обеспечивать организационное и информационное сопровождение работы всего блока, которым руководит заместитель главы города по социальным вопросам. Отдел должен плотно работать с Советами микрорайонов. Продуманная организация и тщательная подготовка еженедельных встреч по вопросам защиты прав граждан в сфере ЖКХ с заместителем по социальным вопросам, ежемесячных встреч с заместителем главы города по ЖКХ и ежеквартальных встреч с главой города – одна из важнейших обязанностей отдела.

На этот отдел администрации и Советы микрорайонов ложатся общие задачи:

1) своевременно выявлять очаги напряжённости, связанные с неудовлетворительной работой управляющих компаний или руководителей отдельных ТСЖ;

2) обеспечить бесперебойную связь по теме жилищно-коммунального обслуживания между исполнительной властью и собственниками жилья путём:

- организации по месту жительства приёма жалоб и заявлений граждан по жилищно-коммунальной тематике, в случаях бездействия управляющих организаций или недобросовестного выполнения ими договорных обязательств по обслуживанию многоквартирных жилых домов;

- организации инициативных групп собственников, проведению заочного голосования по вопросам смены управляющих компаний или выбора иного способа управления домом;

- организации общих собраний собственников жилья, встреч со специалистами администрации города, главой города и депутатами городской Думы;

- информационная подготовка и информационное сопровождение проводимых мероприятий по тематике ЖКХ.

4) Отдел потребительского рынка – должен стать структурным подразделением Управления ЖКХ и полностью перестроить свою работу.

Этот отдел должен быть переименован в Отдел организационно-правовой защиты потребителей услуг сферы ЖКХ. Задача этого отдела – организационная работа с населением и юридическая защита прав потребителей в сфере ЖКХ на получение услуг надлежащего качества и в полном объёме. На практике – это рассмотрение жалоб граждан, проверка их обоснованности, подготовка необходимых документов для обращения в суд. Требования к специалистам: юридическое образование и знакомство со спецификой сферы ЖКХ. Показатели работы – количество вновь созданных ТСЖ, количество принятых и рассмотренных жалоб, количество исковых заявлений, направленных в судебные инстанции, ежеквартальный аналитический отчёт о качестве работы управляющих компаний и ТСЖ, опирающийся на статистику по жалобам потребителей, ресурсоснабжающих и подрядных организаций.

5) Управление ЖКХ – новая структура администрации

Отдел ЖКХ, входящий в Комитет по инфраструктуре городского хозяйства, должен быть выделен из указанного Комитета и преобразован в Управление ЖКХ. О путях этого преобразования говорилось ранее. Сам Комитет по инфраструктуре должен быть переименован в Комитет по инфраструктуре городского хозяйства, строительству и архитектуре. Это будет строго соответствовать нынешним основным функциям Комитета, среди которых проблемы ЖКХ даже не упоминаются.

В этом нетрудно убедиться:

«Основные функции комитета:

1. Представляет необходимые данные для подготовки проектов бюджета Чайковского городского поселения, планов и программ комплексного социально-экономического развития города;

2. Обеспечивает разработку Правил землепользования и застройки и других нормативных правовых актов в области градостроительной деятельности;

3. Производит осмотр объекта капитального строительства с целью рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

4. Принимает участие в разработке и реализации разделов программы социально-экономического развития Чайковского городского поселения, отдельных целевых программ Чайковского городского поселения;

5. Осуществляет проверку документов, прилагаемых к заявлениям на выдачу разрешений на строительство, выдает заявителям разрешения на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа, а также по заявлению застройщика выдает разрешения на отдельные этапы строительства или реконструкции;

6. Ведет план существующей застройки, регистрационный план расположения сооружений, коммуникаций и инженерного оборудования;

7. Готовит предложения по принятию соответствующих мер воздействия в случае нарушения установленного порядка градостроительной деятельности, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов;

8. Участвует в приемке в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов, на которые возникает права муниципальной собственности Чайковского городского поселения;

9. Готовит проекты решений Думы, постановлений и распоряжений администрации Чайковского городского поселения в пределах своих функций».

Если идти дальше, то необходима оптимизация всего управленческого аппарата городской администрации, созданного ещё в период руководства Ю.Г. Вострикова.

Продолжение здесь