Василий Тихоновец

Варианты выхода из жилищно-коммунального тупика

1. «Управленческая ловушка»

Чем же управляющая компания отличается от множества иных рыночных структур?



Представим, что семью Иванова (Петрова или Сидорова) «прикрепили» к одному единственному продовольственному магазину – по решению какого-то общего собрания покупателей. А в этом магазине и цены неподходящие, и обслуживание хамское, и качество продуктов оставляет желать лучшего. Но деваться некуда: в других магазинах семью Иванова «не отоваривают». Не положено. Нужно новое решение общего собрания, а собрать людей и что-то доказать – большая проблема.

Что это? Страшный сон?

Нет, именно так происходит с обслуживанием собственников жилья в многоквартирных домах: выбрали управляющую компанию – пользуйтесь только её услугами, копите гнев или терпите. Или организуйте проведение нового собрания, но чтобы всё было абсолютно законно: от назначения места проведения и времени, до обязательного «кворума» и многих других формальностей, соблюсти которые – почти неразрешимая задача.

В противном случае опытные юристы заинтересованной управляющей компании докажут в суде, что собрание собственников было неправомочно решать вопрос об отказе от услуг этой компании – по тем или иным формальным причинам.

И «управленческая ловушка» захлопнется до нового собрания. Пыл зачинщиков «бунта на корабле» непременно охладится или вообще иссякнет. Может пройти несколько лет, пока дело решится в пользу жильцов дома.

Возникает вопрос: а кто может защитить права собственников жилья – потребителей жилищно-коммунальных услуг?

Вряд ли можно ожидать помощи от правоохранительных органов: пока в действиях управляющей организации не будет явного нарушения закона – признаков состава преступления – никто из служивых палец о палец не ударит. У них хватает своей работы.

Органы местного самоуправления, как говорилось выше, не имеют прямых рычагов воздействия на управляющие компании. В структуре городской власти нет даже эффективного органа контроля над явными и скрытыми беспорядками в сфере ЖКХ, что открывает большие возможности для криминализации коммерческих структур в этой сфере.

Вот на этом месте следует остановиться и вновь вспомнить собственную историю.

2. «Секретный» доклад

Ещё в 2007 году я готовил доклад для главы города Ю.Г. Вострикова «К вопросу о создании Комитета ЖКХ». Основные пункты доклада были согласованы с депутатской комиссией по ЖКХ Чайковской городской Думы. Каждое слово в нём – от первого до последнего – многократно обсуждалось с заместителем главы администрации по ЖКХ А.В. Бердниковым.

Мне кажется, что этот документ пятилетней давности в большей своей части не утратил актуальность. Вот его полный текст, который так и не был зачитан всему составу депутатского корпуса первого созыва.

К вопросу о создании Комитета ЖКХ

«Уважаемые коллеги!

Прежде чем перейти к предметному разговору о создании Комитета ЖКХ (или иной аналогичной структуры) в администрации нашего города, хочу поделиться с вами некоторыми соображениями. Менее двух лет осталось до новых выборов Главы города и депутатов городской думы. Мы можем продолжить свою работу в составе представительной власти только при одном условии: если избиратели увидят конкретные результаты нашего труда. В противном случае на смену всем нам придут новые люди, которые потеряют еще год на приобретение необходимого опыта и понимание общегородских проблем. Но этот год будет потерян для поступательного развития всего городского хозяйства. В 2008 году нам не помогут даже самые изощренные политические технологии, избиратели будут оценивать только дела и их полезность.

В связи с этим предлагается:

1. Приоритетным направлением в работе представительной и исполнительной власти на 2007 – 2008 годы избрать наведение порядка в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

2. Решению широчайшего круга проблем в этой сфере подчинить все имеющиеся у органов местного самоуправления административные и финансовые ресурсы.

Никто не отрицает важности всех остальных направлений работы органов местного самоуправления: нужен и спорт, и культура, и работа с молодежью, и решение всех остальных вопросов, входящих в компетенцию городских органов местного самоуправления. Но когда избран приоритет, то, образно говоря, даже общегородской весенний кросс должен проводиться на приз городских Управляющих компаний, а не просто так. Я думаю, все понимают, что клубок проблем сферы ЖКХ, который мы с вами обязаны распутать, касается всех жителей нашего города без исключения. Жилищно-коммунальные вопросы давно перестали быть чисто экономическими и хозяйственными, это самые серьезные общественно-политические вопросы и в нашем городе и во всей России. И мы с вами прекрасно это понимаем. Новое жилищное законодательство перекладывает бремя содержания многоквартирных домов на плечи собственников помещений в этих домах. Это болезненно воспринимается подавляющим большинством наших избирателей. Но это же самое законодательство открывает некоторые новые возможности, которые мы обязаны использовать в интересах населения города.

За последние три месяца в городской администрации достигнуто полное понимание того, как именно реформировать сферу ЖКХ, в каком направлении двигаться и как избежать рисков. Управляющие компании получили четкие экономические ориентиры для составления собственных бизнес-планов. Эта работа близка к завершению. Разработана стратегия взаимоотношений с энергоснабжающими предприятиями, которая снимает финансовые риски и не допускает доведения управляющих компаний до банкротства. Поездка в город Добрянку по обмену опытом в области реформирования полностью подтвердила правильность выбранного в нашем городе направления. В Добрянке уже получены первые серьезные результаты. Но именно в Добрянке, которая составляет только одну треть от нашего города, вопросами реформирования ЖКХ занимается целая структура: отдел в администрации и муниципальное учреждение, всего 25 специалистов. Там идет активная работа по созданию товариществ собственников жилья (от организации инициативной группы до подготовки руководителей ТСЖ, их регистрации и юридического сопровождения), там достигнут полный контроль по линии управляющих компаний и подрядных организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Нужно отметить, что и в этом городе не все вопросы решены, и далеко не всё идеально, но мы увидели главное:

1. Сфера ЖКХ в Добрянке – это главный приоритет, выбранный местной властью;

2. В руках исполнительной власти есть специальная структура – мощный инструмент реформирования;

3. Имеются конкретные результаты работы – за 2006 год на капитальный ремонт по линии ТСЖ потрачено 29 миллионов рублей (при городском бюджете в размере 47 млн. рублей).

Наш город в три раза больше Добрянки. Вопросами реформирования сферы ЖКХ занимается один человек, А.В. Бердников, у которого есть два временных помощника. В настоящий момент идет процесс передачи муниципальных предприятий ЖКХ, их имущества и людей. Если мы не создадим структуру администрации, которая будет претворять в жизнь уже готовую программу реформирования, то никакой реформы не получится, а нам с вами нечего будет сказать нашим избирателям в 2008 году.

Администрации Чайковского городского поселения предлагается:

1. Подготовить предложения по созданию структуры (оптимальной по численности и составу), которая будет заниматься всем комплексом проблем жилищно-коммунальной сферы в форме Комитета ЖКХ (возможны варианты: отдел ЖКХ или муниципальное учреждение);

2. Предложенную структуру сформировать (в основном) за счет перевода необходимых специалистов из других управлений, комитетов и отделов городской администрации;

3. Пекомендовать три направления работы данной структуры:

А) Блок организационно-правовых вопросов реформирования (Отдел реформирования):

1) разработка необходимой правовой базы для оперативного решения текущих и стратегических вопросов реформирования (Положения, Уставы и их изменения, недостающие нормативные документы ОМС, схемы договорных отношений и так далее);

2) весь комплекс задач, связанный с созданием товариществ собственников жилья (как единственного способа управления многоквартирными домами, позволяющего привлекать значительные средства краевого бюджета на капитальный ремонт жилья);

3) весь комплекс задач, связанный с энергоснабжающими организациями (для исключения возможностей веерных отключений города),

4) весь комплекс задач по становлению городских управляющих компаний и их дочерних предприятий (достижению запланированных финансовых результатов, укреплению материально-технической базы и кадрового состава, налаживанию договорных отношений с ТСЖ и многоквартирными домами, избравшими в качестве способа управления домом – «непосредственное управление»);

5) организационно-правовая работа с населением:

- по выбору способа управления многоквартирным домом наиболее выгодного в каждой конкретной ситуации,

- по созданию необходимых общественных структур: городского комитета управляющих домами, фонда защиты потребителей услуг в сфере ЖКХ, ассоциации ТСЖ и так далее;

6) правовую работу по жалобам граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Предложения депутатской комиссии по ЖКХ:

Для работы по обозначенным направлениям с учетом специфики законодательства в сфере ЖКХ на наш взгляд необходимы следующие специалисты:

- начальник отдела реформирования (юрист с опытом работы в сфере ЖКХ),

- юрист по общим вопросам реформирования,

- юрист по вопросам создания ТСЖ,

- специалист-организатор по работе с населением и общественными организациями.

ВСЕГО – 4 человека.

Б) Блок экономических вопросов реформирования (Отдел контроля и ценообразования):

1) функции контроля над финансово-хозяйственной деятельностью городских управляющих компаний, ООО «ИРЦ», МУП ЧКТС, а так же МУП УЖКХ, МУП ЖЭУ-2, МУП ЖЭУ-3 (до их ликвидации);

2) разработка тарифов и контроль над ценообразованием в сфере ЖКХ;

Предложения депутатской комиссии по ЖКХ:

Для работы по обозначенным направлениям необходимы следующие специалисты:

- начальник отдела контроля и ценообразования (экономист-аналитик),

- бухгалтер-аудитор по работе с предприятиями сферы ЖКХ,

- экономист с опытом разработки тарифов в сфере ЖКХ.

ВСЕГО – 3 человека.

В) Блок технических (и технико-экономических) вопросов реформирования (Отдел технического контроля)

1) функции технического контроля:

- над всеми видами ремонтных работ на жилищном фонде города и наружных сетях,

- над состоянием жилищного фонда и коммунальных сетей (в пределах полномочий ОМС);

2) энергосбережение и внедрение новых энергосберегающих технологий;

3) подготовка конкурсной документации и проведение конкурсов в сфере ЖКХ,

4) подготовка документации для участия в краевых и республиканских программах финансирования этой сферы.

Предложения депутатской комиссии по ЖКХ:

Для работы по обозначенным направлениям необходимы следующие специалисты:

- начальник отдела контроля (инженер-строитель),

- инженер-теплотехник,

- инженер-электрик,

- инженер по ВКХ (водопроводно-канализационному хозяйству),

- инженер-программист (создание единой базы данных по жилищному фонду и коммуникациям города).

ВСЕГО – 5 человек

Депутатская комиссия по ЖКХ предлагает: с учетом Председателя Комитета ЖКХ и главного бухгалтера общий состав Комитета ЖКХ должен включать 14 человек».

Глава города этот документ проигнорировал.

Приближённые Юрия Геннадьевича Вострикова сумели ему внушить, что только продажа городских управляющих компаний в частные руки навсегда избавит руководителя города от хлопот со сферой ЖКХ и ответственности. При этом никто ему не сказал, что «частные руки» вовсе не всегда бывают честными и чистыми.

Когда на заседании городской Думы под председательством Ю.Г. Вострикова решался вопрос о создании заведомо неполноценного Отдела ЖКХ, заместителю главы А.В. Бердникову задавались конкретные вопросы депутатов, касающиеся абсолютной нереальности выполнения всех задач, стоящих перед этим малочисленным подразделением. Заместитель главы администрации по ЖКХ только краснел и молчал. Он прекрасно понимал, что участвует в рождении какого-то хилого административного уродца, но не осмелился перечить начальству – главе города.

В результате наш город уже много лет имеет в структуре администрации «универсальный» Комитет по инфраструктуре городского хозяйства, в котором непосредственно вопросами ЖКХ занимается Отдел ЖКХ в предельно усечённом составе из пяти (!!!) человек.

И на сегодняшний день положение сохранилось: у Евгения Габсаматова, Заместителя главы администрации Чайковского городского поселения по ЖКХ, градостроительству и городскому хозяйству, до сих пор нет инструмента для работы – полноценного Комитета ЖКХ или Управления ЖКХ с полным набором соответствующих специалистов. А без этого просто физически невозможно «держать руку на пульсе» всего городского хозяйства сферы ЖКХ.

Возникает законный вопрос: а не пора ли исправить управленческую ошибку предыдущего руководства нашего города?

Продолжение здесь.