Василий Тихоновец

Краткий курс истории ЖКХ в городе Чайковский

Насильственный перевод сферы ЖКХ на рельсы рыночной экономики обернулся привычным для России образом: «хотели, как лучше, а получилось – как всегда».



Всякое новое дело в нашей стране, если вспомнить недавнюю историю, всегда привлекало к себе массу предприимчивых людей, желающих «половить рыбку в мутной воде». Так было с немыслимым количеством товарно-сырьевых и прочих «бирж», по количеству которых «на душу населения» мы уверенно лидировали во всём мире. Мы «победили всех» и с инвестиционными «хопрами» и «гермесами», и с коммерческими банками, многие из которых уж давно «лопнули», как мыльные пузыри. Россия в конце прошлого и начале нынешнего века занимала первенство и во всех прочих способах жуликоватого, а, иногда, преступного «руления» чужими деньгами.

Появление управляющих компаний в сфере ЖКХ – ещё одно бедствие, которое нужно благополучно пережить многострадальному российскому народу. Но «пережить» вовсе не означает «переждать», когда жилищно-коммунальная опухоль сама рассосётся, а жуликов переловят и посадят.

Предлагаемая статья не ставит перед собой целей разоблачения, обвинения и навешивания ярлыков. Автор хочет спокойно разобраться в ситуации и предложить пути решения проблем. Но чтобы найти выход из очередного жилищно-коммунального тупика следует вспомнить историю реформирования этой сферы в нашем родном городе.



1. Первая управляющая компания



Она появилась в Чайковском задолго до того, как возникла идея создания управляющих компаний в сфере ЖКХ и само законодательство, худо-бедно регламентирующее их работу. Это произошло на рубеже 2002 – 2003 годов, когда было создано муниципальное унитарное предприятие «Служба Единого Заказчика», в составе которого находился Единый рассчётно-кассовый центр (ЕРКЦ). Это предприятие занималось сбором всех жилищно-коммунальных платежей в городе, перечислением денег подрядным организациям и поставщикам энергоресурсов, контролем качества предоставляемых услуг, расчётом экономически обоснованных тарифов на услуги сферы ЖКХ.

Нетрудно понять, что почти всё из перечисленного как раз и входит в обязанности современных управляющих компаний.

На предприятии МУП СЕЗ трудилось примерно 25 человек, непрерывный контроль над его деятельностью осуществлялся В.Ф. Черепановым, первым заместителем главы администрации А.С. Пройдакова, в ту пору, когда город и район управлялся лишь одним комплектом чиновников. Дисциплина платежей поставщикам и подрядчикам была идеальной: в каждый понедельник до 14-00 перечислялись все собранные деньги за предыдущую неделю. Ни о каком нецелевом использовании чужих финансовых средств не могло быть и речи. Решение о перечислении каких-то дополнительных денег одной из организаций за счёт временного «ущемления» других, принималось в самых крайних случаях и совершенно открыто. После устранения аварийной ситуации на каком-то участке городского хозяйства сумма обязательно компенсировалась всем участникам из очередного сбора платежей населения. А они колебались на отметках 93-96% в месяц, но достигали и 115%, в результате чего началось постепенное снижение задолженности населения по платежам за предыдущие периоды. Кстати, эта задолженность, в сравнении с нынешними сотнями миллионов, выглядела не так катастрофично и не росла бурными темпами, как во все последние годы.

Но «дармоедская» организация МУП СЕЗ – единственная управляющая компания, обслуживающая малыми силами весь город – вызывала раздражение у поставщиков и подрядчиков своей придирчивостью и замечаниями по качеству услуг и работ, а у населения – глухую ненависть за бесчисленные судебные иски и требования своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг. На очередных выборах главы «города Чайковский с прилегающей территорией» это недовольство народа было успешно использовано в предвыборной программе Н.А. Заикина. С его приходом во власть в 2004 году «Служба Единого Заказчика» была мгновенно ликвидирована… путём смены вывески на МУП «Управление ЖКХ».

Но и это, слегка «кастрированное», предприятие выполняло всё те же функции единственной управляющей компании в городе. И её новый директор точно так же получал скромную зарплату по контракту с муниципальной властью и, фактически, находился в прямом подчинении главы города и района.

Новый главнокомандующий территории не очень ясно себе представлял: что же делать с прожорливым чудовищем, носящем трёхбуквенное имя – ЖКХ? Но даже в страшном сне ему не могло присниться, что эту опасную зверюгу можно отпустить «на вольные хлеба». Худо-бедно, но всем городским жилищно-коммунальным хозяйством ещё можно было «рулить», принимая решения, обязательные для исполнения. Машина ЖКХ «пошла вразнос» чуть позже, когда началось мучительное разделение власти Чайковской территории на районную и городскую.

Остаётся сделать выводы о периоде истории сферы ЖКХ с 2002 по 2005 годы:

1) первые управляющие компании – МУП СЕЗ и МУП УЖКХ – были в те светлые времена ещё вполне управляемыми со стороны органов власти;

2) в штатных расписаниях этих компаний немыслимо было даже представить одновременного наличия должностей генерального директора, «просто» директора, технического директора, финансового директора и так далее – с колоссальными окладами, размеры которых охраняются «коммерческой тайной»;

3) жёстко контролируемая смета муниципального предприятия не позволяла ничего лишнего: ни новой мебели, ни «евроремонта» в офисе, ни чашечки кофе посетителю «за счёт заведения», ни навязанной населению услуги – многотиражных «бесплатных» газет – за счёт жилищно-коммунальных платежей того же населения;

4) суровые будни сферы ЖКХ не привлекали туда жуликов и проходимцев – уж больно горек был жилищно-коммунальный хлебушек и слишком велика степень ответственности перед населением.



Продолжение здесь