Василий Тихоновец

Городской округ: быть или не быть?

Ещё древние китайцы говорили: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».

Вместе со всей страной наш город уже хлебнул лиха за последние четверть века от всех преобразований, которые щедро валились на головы жителей со времён «перестройки».

Перечислять всё не имеет смысла, но кое-что вспомнить не мешает:

- череда банкротств, страшная безработица и массовые увольнения в период приватизации, гибели или реорганизации предприятий КШТ, «СК», «Точмаш», «РЭБ», «Стройдеталь», «РМЗ», «АТП», «Воткинскгэсстрой», включая его дочерние структуры, и многие другие предприятия и организации города и района, в которых работали горожане и жители сельской местности;

- разделение власти на городскую и районную, с мучительным дележом собственности и полномочий, с междоусобной войной между городом и районом из-за непомерных политических амбиций руководителей;

- рыночная реформа в сфере ЖКХ, со скандальным разделом и переделом города между управляющими компаниями, с беспределом дикого жилищно-коммунального рынка и прочими безобразиями, от которых город до сих пор не может оправиться.

Возникает вопрос: а хочет ли повторения подобных разрушительных преобразований рядовой житель города?

Сейчас, когда всё вроде бы «устаканилось» и имеет смысл думать о путях улучшения той структуры управления, которая сложилась за последние шесть лет, нам предлагается новый виток революционных перемен: создание городского округа.

Если целых шесть лет «делили», то, сколько ещё лет уйдёт на то, чтобы «сложить» обратно? И во что это обойдётся жителям города и района? Кто оценит материальные потери городского и районного бюджетов и моральный ущерб граждан?

И когда мы, наконец, начнём «умножать» достигнутое и займёмся созидательным трудом? Когда мы перестанем обслуживать политические амбиции руководителей-неудачников, рвущихся назад к власти с завидным упорством?

Почему нам предлагают всё разрушить и построить заново? Возможно, в «мутной водичке» перемен кто-то хочет прибрать к рукам «Водоканал» и что-то ещё «недоделенное» на предыдущем этапе? Может в этом и заключается главный интерес инициаторов очередного преобразования и передела муниципальной собственности?

Никто не отрицает необходимость изменений во всех структурах власти, но они должны проводиться эволюционным путём, а не революционными разрушениями по принципу «разрушим до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим».

Если говорить серьёзно о преобразованиях в структурах муниципальной власти города и района, то начинать следует с экспертной оценки тех или иных планируемых изменений. Только обстоятельный подсчёт всех «за» и «против» может привести к разумным решениям представительных органов власти – Городской думы и Земского собрания.

Например, следует подумать о целесообразности передачи полномочий города в сфере культуры, спорта и молодёжной политики на уровень Чайковского муниципального района. В этом хотя бы есть определённая логика и здравый смысл: если здравоохранение и образование не подразделяются на городское и районное, то почему не передать все городские учреждения культуры, спорта и молодёжной политики вместе с объектами, зданиями и сооружениями – районной власти?

Казалось бы, совершенно очевидно, что культура не может быть «городской» и «районной», что «объединение культур» пойдёт на пользу жителям территории. Но только специалисты могут с уверенностью сказать: так это или не так на самом деле. Если такое объединение приведёт к общему снижению финансирования территориальных учреждений культуры, то на пользу такое арифметическое «сложение» никому не пойдёт, так как сфера культуры станет беднее. То же самое можно сказать о спорте и молодёжной политике. Но, в таком случае, и городской округ, при котором произойдёт объединение всего и всех, окажется невыгодным для развития культуры и спорта на его территории.

О чём тогда говорить?

Если передача полномочий в этих сферах от города к району окажется выгодной, то это можно и нужно сделать, не опасаясь того, что главе города нечем будет заняться. На фоне острейших общегородских жилищно-коммунальных проблем и комплекса задач по улучшению городской инфраструктуры и благоустройства города, спорт и культура – приятные «мелочи жизни» в распорядке дня главы города. Передача этих полномочий в муниципальный район позволит городской администрации заняться главными делами:

- наведением порядка в сфере ЖКХ;

- защитой потребителей жилищно-коммунальных услуг от нерадивых управляющих компаний;

- созданием крупных товариществ собственников жилья;

- ремонтом городских дорог и коммуникаций;

- развитием городского строительства и архитектуры, капитальным ремонтом многоквартирных домов;

- благоустройством улиц и площадей города, скверов и парковой зоны, детских площадок и «бесхозных» городских территорий.

Если мы видим город, как место для комфортного проживания горожан, а не как «промзону» с дымящими трубами заводов и фабрик, то городская власть должна думать о том, чтобы превратить Чайковский в удобный и уютный город, где приятно жить и горожанам и гостям. А власть муниципального района пусть развивает промышленность и сельское хозяйство за городской чертой, создаёт новые рабочие места, занимается развитием здравоохранения, образования, культуры и спорта на всём обширном «поле» Чайковского района, включающем и город.

Если вспомнить советскую историю, то Чайковский горисполком занимался промышленностью города, его строительством и благоустройством, а райисполком – развитием сёл и деревень, строительством объектов сельскохозяйственного назначения и дорог. Всем хватало работы – под завязку. И две структуры исполнительной власти никогда и никому не доказывали: кто главнее и важнее для развития территории.

Первое объединение этих структур в единое муниципальное образование «город Чайковский с прилегающей территорией» ни к чему хорошему так и не привело: и город обветшал, и село было окончательно добито.

В 2006 году мы вновь вернулись к разделению муниципальной власти на городскую и районную. За шесть последних лет, несмотря на грубые просчёты первого главы города с продажей предприятий жилищно-коммунальной сферы, город явно похорошел. И эту тенденцию нужно развивать и закреплять. Вместо этого нас пытаются вернуть в собственное прошлое путём второго объединения власти.

Сколько же можно, ребята?

Уймите своё стремление к единоначалию. Дайте людям спокойно пожить!