Алиса Ларская

Машина для тела, а мотоцикл – для души

У большинства людей слово «байкер» ассоциируется с толпой суровых мужчин на ревущих мотоциклах, рассекающих ночные автострады. Но так ли это? И что об этом думают сами любители мотоциклов? Узнаем у байкера с 20 летним стажем.

Владимиру Хрипунову 49 лет. Он родился и вырос в нашем городе. Женат, у Владимира пятеро детей и пять внуков. Долгое время он работал токарем, сейчас –  индивидуальный предприниматель.

 

- Почему Вас так притягивают мотоциклы? 

- Увлечение мотоциклами у меня появилось давно. Наверное, лет с двенадцати. У родителей одного из моих приятелей был мотороллер. Это такой компактный мотоцикл, можно сказать, советский скутер, но гораздо мощнее: он мог разогнаться до 80 км/ч. Кстати, мотороллеры в России перестали выпускать в 1996 году. Но у нас в городе до сих пор один такой ездит! Раритет! В общем, мы с друзьями тайно от родителей решили покататься на мотороллере. Пришли в гараж, который находился за шлюзом. Я в то время уже отлично гонял на велосипеде и немного знал, как управлять мотороллером. Точнее, видел, как это делают взрослые. Но нисколько не сомневался, что у меня получится. Поэтому уверенно сел за руль, а двое моих друзей стали пассажирами. Сначала мы проехались по дороге меж гаражей, а потом устремились на трассу. Тогда я впервые почувствовал ветер в лицо! С тех самых пор мотоцикл для меня одно из проявлений свободы!

Всерьёз увлёкся мотоциклами после армии. Вначале 90-х в видеосалонах стали показывать фильмы о байкерах. Нравились мне их «тяжёлые» мотоциклы. В то время у меня уже были водительские права. Свой первый мотоцикл - наш, отечественный, «Урал» - я купил в 23 года. Почему именно «Урал»? Привлекала мощь и звук работы двигателя. В то время многие любители мотоциклов покупали именно «Урал» или «Днепр», чтобы переделать под байк, ведь тогда на российском рынке не было японских или немецких мотоциклов. А переделать мотоцикл оказалось не так-то просто. Хотя я токарь-фрезеровщик и почти все необходимые детали могу изготовить своими руками, но нужен ещё и опыт. Например, рама мотоцикла – это его скелет, и если допустишь даже мизерную ошибку, мотоцикл мало того, что будет выглядеть некрасиво, но во время поездки станет падать. Пришлось изрядно помучаться, пока не нашёл единомышленников, которые поделились своим опытом. 

 

- Благодаря мотоциклу у вас появились новые знакомые?

- Да. Я познакомился с ребятами из мотоклуба «Норман». Он основан в 1996 году. Старейший байк-клуб Уральского региона. Я в нём уже более 20 лет. Мы принимаем активное участие в различных всероссийских мото- и байк-шоу, а также в краевых и городских мероприятиях. Сотрудничаем с ГАИ, проводим совместные акции. Недавно был День мотоциклиста: по всему Пермскому краю любители мотоциклов из Кунгура, Березняков и Чайковского участвовали во флэш-мобе «На мото без ДТП».

День рождения нашего клуба «Норман» проходит в первые выходные августа. В эти дни мы встречаем гостей - байкеров из других городов. Их бывает человек пятьдесят. Но уже несколько лет празднуем скромно, ведь у нашего клуба нет богатых спонсоров, чтобы устраивать грандиозные фейерверки или приглашать на праздник звёзд эстрады.

 

- На каком мотоцикле Вы ездите сейчас?

- После «Урала» у меня было несколько мотоциклов: сначала «Днепр», потом «Ямаха». Последний более удобный, мощный и маневренный. Его уже не переделывал, нет необходимости. Сейчас у меня мотоцикл «Сузуки»: на вид такой же солидный и «тяжёлый», как Харлей, но в стиле чоппер. Чоппер отличается от других мотоциклов тем, что у него передняя вилка длиннее и расположена под большим углом, а также высокий руль и вынесенные вперёд подножки водителя. Кстати, чопперы не для скоростных перемещений. Но мой мотоцикл меня полностью устраивает. Он отлично подходит для поездок по городу.

 

- Почему бы не ездить на машине?

- Машина у меня есть – «Нива». Она нужна мне для работы. Я пользуюсь машиной лишь тогда, когда нужно перевезти что-то большое или несколько человек. Ведь машина – она для тела, а мотоцикл – для души! На мотоцикле острее чувствуется дух свободы, независимости, которую даёт дорога.

В прошлом году была у меня мысль заменить «Ниву» недорогой иномаркой, но я передумал. Купил себе ещё один мотоцикл. Теперь у меня их два: «Сузуки» и «Хонда». Первый – для неспешных или длительных поездок с комфортом. Он тяжёлый, 320 килограммов. Поэтому, например, если съехал к речке, то обратно подняться будет уже нелегко. А «Хонда» лёгкий: 160 кг, быстрый, более маневренный. На нём можно и по бездорожью путешествовать. 

 

- Травмы были?

- Были травмы. Как без этого?! Поначалу привык к «Уралу», который до 100 км/ч разогнать не так-то просто, а когда купил «Ямаху», который разгоняется за 2-3 секунды, моментально, было непросто. Манера езды на нём совсем другая. К этому надо привыкать, причём, постепенно, учиться контролировать мотоцикл. Пока привыкал, случалось всякое. Травмировался. Но не сильно. Серьёзных аварий, к счастью, никогда не бывало. Лишь две незначительных. Меня не раз спасала экипировка. Шлем – это обязательно! Кроме того, почти все байкеры носят одежду из кожи. Но не только для того, чтобы стильно выглядеть. На самом деле, эта одежда не такая продуваемая и при падении максимально защищает. Даже падая на асфальт, можно уберечься от ссадин. А ещё нужны наколенники, налокотники, мотоботы. Это необходимо для личной безопасности.

Для нас – мотоциклистов на чоперах - не слишком много обязательной экипировки. Но к тем, кто увлекается спортбайками, требований намного больше: им без специальной экипировки выезжать не рекомендуется. Там даже спецкомбинезоны  обязательны.

 

- Многие думают, что все байкеры – ненормальные гонщики. Так ли это?

-У людей этот стереотип сложился из фильмов 90-х годов. Помню, был такой случай лет 15 назад, когда мы только начали активно участвовать в городских мероприятиях. Мы решили 9 мая проехать колонной к мемориалу Победы и возложить венок к Вечному огню. Пришли в городскую администрацию, чтобы договориться о проезде по центральной улице. «Отцы города» к нам отнеслись настороженно, разрешение дали не сразу, долго и строго наставляли: «Ведите себя культурно, по газонам не гоняйте!» Мы очень удивились, что о байкерах такое предвзятое мнение. И до сих пор некоторые горожане продолжают относиться к нам негативно. Но, хочу напомнить, что пьяный хулиган на мотоцикле – это всего лишь киноимидж крутого парня второй половины прошлого века. А современные российские байкеры не имеют ничего общего с этим киношным «героем». Мы люди законопослушные!

Хотя во все времена были и будут те, кто обожает риск. Они покупают мотоциклы для «острых ощущений». Гоняют на них, пренебрегая правилами. Но среди моих друзей и знакомых таких безумных гонщиков нет.

Впрочем, и несознательные автомобилисты, порой, доставляют людям много неудобств — они «летают» по ночным улицам, газуют без толку или музыку слушают так, что стекла в домах дрожат. Так что дело не в том, какой ты выбираешь транспорт, а исключительно в воспитании и личных принципах.

Из своего опыта могу сказать, что мотоциклисты на дорогах более культурные и внимательные, чем автовладельцы. Потому что мотоцикл дисциплинирует. Мотоциклисты смотрят не только вперёд, но и по сторонам, есть у нас такой навык. Ведь машина может «простить» ошибку: там при аварии водитель защищён тонной стали, а мотоциклист рискует своей жизнью.

Кроме того, сами посудите: зачем байкеру гонять по городу?! Ведь его мотоцикл, порой, дороже и «круче» многих автомобилей. Поэтому современные байкеры придерживаются правила: «ехать надо неспеша, иначе тебя никто не увидит». Ведь показать себя на мотоцикле тоже приятно.

 

- У байкеров есть приметы? 

- Есть правила, то есть, особые знаки. Если байкер поставил на дорогу шлем, значит, необходима помощь. Если на дороге стоит канистра, значит, нужен бензин.

Есть и приметы: садиться на мотоцикл надо с правой ноги. Наверное, это просто удобно. Честно говоря, я в необоснованные приметы не верю. Точнее, не верю в любые предрассудки. В том числе и в бытовые суеверия. Например, отчего-то считается, что нельзя, чтобы гости мыли посуду - денег в доме не будет. Но я думаю, что денег не будет, если перестанешь работать! Это верная примета. А всё остальное – домыслы, на которые я – человек верующий, православный - стараюсь не обращать внимание. К вере в Бога я пришёл осознанно, уже взрослым, но крестили меня в раннем детстве. Родители в церковь ходили редко, но Пасху, Троицу и Рождество. Эти светлые праздники до сих пор мною любимы.

Думаю, суть любой религии – это любовь и созидание. Господь учит доброте и любви к себе и ко всем окружающим. Не должно быть вражды религиозной. Какая разница, кому и как молится человек, главное, он на пути созидания! Вера в Бога, в добро и любовь не допускает неприязни к другим вероисповеданиям. Поэтому у меня есть друзья мусульмане и буддисты. Бог един!

 

- Где в нашем городе можно встретить собравшихся вместе байкеров?

- На городских мероприятиях. Или на открытии мотосезона. В этом году он  29 мая. Но сейчас нас значительно меньше, чем раньше. В 90-х годах, когда я пришёл в клуб, нас было человек 30. А теперь люди выросли, и многие позабыли увлечение юности. Кроме того, увлечение это не дешёвое и постоянно требует вложений: на ремонт мотоцикла, уход за ним, экипировку. Клуб содержим на свои деньги. На сегодняшний день в нашем клубе 13 байкеров. Молодёжи немного. Например, Артём Ильин – позитивный и энергичный парень, он наладил отношения с воткинскими и сарапульскими молодыми байкерами. Теперь они нередко приезжают к нам в гости.

Молодёжь собирается вечерами на центральной площади города, а мы – взрослые люди - встречаемся на территории байк-клуба: помогаем друг другу в починке мотоциклов и просто с удовольствием проводим время среди единомышленников. Кстати, мы все придерживаемся здорового образа жизни. Среди нас только один курящий, три человека выпивают, но лишь по праздникам, остальные – трезвенники. Нас не привлекает алкоголь и прочие сомнительные удовольствия. У нас другие интересы: байк даёт возможность путешествовать, получать новые впечатления, знакомиться с разными людьми и заводить друзей! Всех любителей мотоциклов приглашаем к общению в нашем байк-клубе «Норман».