Алиса Ларская

«В любой работе главное качество…»

Ольга Тимофеевна Мережко долгое время работала начальником ЖУ№2 Жилищно-коммунального Отдела(ЖКО) КШТ. Её рабочий стаж в сфере ЖКХ – 21 год. 

- В Чайковский я приехала в 1965 году из посёлка Баркмос Добрянского района, - рассказывает Ольга Тимофеевна, - поступила учиться в профтехучилище при КШТ. После стала работать крутильщицей: обслуживала станки, на которых из двух-трёх нитей изготовлялась кручёная пряжа для ткацкого производства. Потом окончила Сарапульский кооперативный техникум. Работала в Отделе труда и заработной платы контролёром технологического процесса. Эта работа очень увлекательная и ответственная, потому что напрямую влияет на установление нормативов для работников ткацкой фабрики. Но со временем мне захотелось чего-то нового, более интересного. Когда в 1981 году мне предложили работать начальником участка, решила попробовать себя в сфере ЖКХ. Хочу отметить, что знания и навыки по организации труда, полученные мною на Комбинате, очень пригодились в дальнейшем.  

В то время все дома были ведомственные, большинство относились к Комбинату. При ЖКО Комбината шёлковых тканей было три ЖЭУ на Основном и один на Заре. На моем участке ЖЭУ №2 было 28 домов: по улицам Карла Маркса, Кабалевского и Ленина. Их обслуживали техники, бухгалтеры по квартплате, паспортист, дворники, уборщицы, лифтёры, рабочие мусоропровода. Участок находился в центре, поэтому мы все старались, чтобы дворы на главных улицах нашего города были всегда чистыми, а дома ухоженными, ведь от этого зависит внешний вид города. И, конечно же, жильцам приятно жить в красивом, уютном доме.  

 

Раз в год поочерёдно проводилось общее собрание жильцов. Встречались мы на территории возле дома. На собрании всегда было многолюдно, то есть приходили почти все жильцы. Я отчитывались о проделанной работе, а после они делились своими пожеланиями. Такое общение очень помогало. Мы, работники ЖЭУ, тут же оформляли заявки и уже назавтра начинали их выполнять. На собрании всегда присутствовал техник, который обслуживал дом и отвечал за его техническое состояние. Техников у меня было три, у каждого по 8-9 домов. Все техники со строительным образованием, потому что именно техники контролировали все строительные работы и следили за технологией и качеством. Они подписывали акты выполненных работ, то есть брали на себя ответственность за выполненную подрядчиками работу.  

Кроме того, в течение года техники делали обход домов, осматривали состояние подвалов, подъездов, следили, чтобы люки на чердак были закрытыми и посторонние не попадали на крышу. Раз в год обязательно делали обход квартир для того, чтобы следить за техническим состоянием труб и сантехники, вентиляции, электропроводки. Во время поквартирных обходов техники учитывали все жалобы и пожелания жильцов, оформляли заявки, а в дальнейшем устраняли неполадки. Но хочу напомнить, что тогда все квартиры были государственными, ведомственными, а теперь они в собственности жильцов, поэтому следить за состоянием квартир обязаны их владельцы.  

 

Во времена СССР многое было по-другому, не как сейчас. Государство заботилось о своих гражданах: у всех была работа, а ткачихи порой получали даже больше директора! От предприятия давали бесплатно квартиры, обеспечивали детскими садами, недорогими путёвками в профилакторий. Летом работники КШТ ездили отдыхать на базу «Русь». На каждом предприятии было так. А предприятий даже в нашем городе было немало: КШТ, завод СК, Воткинскгэсстрой, ПТТСТ, АТУ, АТП, завод «Точмаш». Людям было где работать, мы чувствовали заботу государства, мы были уверены в своём будущем, спокойны за будущее своих детей. Поэтому люди относились друг к другу по-доброму, понимали свою ответственность и сопереживали общему делу. Активно работали домкомы: председатели Совета дома и старшие по подъезду всегда были нашими главными помощниками. Трудились они, как раньше говорили, на общественных началах: то есть никто им зарплату не платил. Правда активных жильцов мы награждали грамотами. Всех работников своего ЖЭУ жители знали в лицо. Со мной до сих пор многие здороваются. Приятно, когда люди говорят: «Вы работали отлично!» 

 

О работе на своём участке я отчитывалась не только на общих собраниях, но и в Совете микрорайона. Там был товарищеский суд, где жильцов, которые не платили квартплату или нарушали общественный порядок, а также нерадивых родителей воспитывали всем Советом. При Совете микрорайона работал участковый инспектор милиции. Он обязательно присутствовал на общих собраниях жильцов.  

К нам в ЖЭУ люди обращались по разным поводам. Однажды позвонили мне из дома по улице Кабалевского и пожаловались, что соседка заперла в квартире своих малышей и почти неделю там не появляется. А соседи часто слышат детский плач. Я понимала, что если отнестись к делу формально, то надо пригласить жильцов, чтобы они написали заявление, которое потом поступит в соответствующую инстанцию. Но это будет долго! А в закрытой квартире прямо сейчас плачут брошенные дети! Я обратилась к участковому, мы тут же собрали комиссию и пришли по адресу. Вскрыли дверь. В квартире находилась восьмилетняя девочка и полугодовалый малыш. Дети были голодные, неухоженные. В комиссии присутствовала врач, она их осмотрела. Оба ребёнка оказались простужены, детей отвезли в больницу... В общем, хочу сказать, что реагировали мы на всё обращения жильцов оперативно и всегда старались помочь, даже если это не входило в обязанности работников ЖЭУ.     

 

Нашу работу контролировал Жилищно-коммунальный отдел КШТ.  Регулярно проводились проверки по уборке дворовой территории, состоянию подъездов, подвалов, чердаков. От оценки комиссии зависела премиальная оплата всех работников. Основной критерий – качество. Я всегда считала, что работать надо как следует: если взялся за дело, надо делать его на совесть. То есть в любой работе главное качество. В нашем коллективе это знал каждый, и все разделяли моё мнение.  

 

В моём ЖЭУ работало более 50 человек. Коллектив был дружный, работали слаженно. Итоги поводили на ежемесячном собрании. Бывало, приходилось кого-то наказывать: лишать премии, но я никогда не ругала людей, обвиняя их голословно. Я, делая замечания по работе, всегда просила работника объяснить причину. Если он был не прав, то понимал, что нарекания справедливые, признавал свою вину и в дальнейшем исправлялся. Я всегда старалась действовать справедливо. И нередко отстаивала своих подчинённых перед начальством, если нарушение со стороны работника было единичным. Например, во время обхода комиссии он приболел и поэтому не смог выполнить работу в полном объёме. «Текучки» у меня на участке не было, коллектив стабильный. Основные знания и навыки по организации труда я получила, работая на Комбинате в Отделе труда и заработной платы. А когда труд правильно организован, всем работается легко. Поэтому мой участок был всегда на высоте. Я благодарна всем, кто трудился рядом со мной. Это было доброе время и хорошие, добросовестные люди.  

 

В 2002 году я вышла на пенсию, но ещё 10 лет работала в сфере ЖКХ как индивидуальный предприниматель. В то время жилищно-коммунальное хозяйство города перешло в частную собственность. Меня пригласили работать при СУЭС директором ЖЭУ. Организовывать работу требовалось быстро, чтобы не оставить дома без технического обслуживания. Но мне это было нетрудно, потому что всю работу я знала, ведь суть её не изменилась. Теперь коллектив мой стал больше, чем на прежнем участке: добавились слесари-сантехники, сварщики, плотники и маляры. Мы обслуживали более 40 домов, все в районе РЭБа. Работать стало намного сложнее, чем при Советском Союзе, когда и государство, и предприятие оказывали нам существенную поддержку... Но мы старались: делали необходимые ремонты, меняли общедомовые трубы, поддерживали состояние домов на должном уровне, чтобы людям жилось комфортно.