Алиса Ларская

Вопросы профессионалу: дебаты о тарифах на содержание жилья, уборке снега и полномочиях Чайковской Думы

Нешуточные споры депутатов Чайковской Думы в социальных сетях и прессе о тарифах, уборке снега на внутриквартальных дорогах и, якобы, «ущемлении депутатских полномочий» требуют пояснений.  На вопросы корреспондента газеты отвечает директор УК ООО «Коммунальные инженерные технологии» Александр Смольников. 

 

- Александр Леонидович,  начну издалека. Существует понятие – «экономически обоснованный тариф» (ЭОТ). Это понятие должно касаться всех тарифов на жилищно-коммунальные услуги: перед экономическими законами все равны.  Но что происходит на самом деле? Действительно ли все предприятия в сфере ЖКХ равны?  

- Теоретически всё так и законы экономики никто не отменял, но на самом деле только для ресурсоснабжающих организаций ежегодно и не первый десяток лет в автоматическом режиме повышались и повышаются тарифы (на 4-6% в год) в соответствии с экономическим обоснованием самих энергетиков. Поставщики тепла, электричества, воды и газа в этом смысле как-то «равнее» всех остальных «как бы равных». Практически все управляющие компании могут только мечтать о работе при экономически обоснованных тарифах. Мы до последнего времени жили по «политически обоснованным тарифам», принятыми депутатами разных созывов. Депутаты, к сожалению, руководствуются и всегда руководствовались в своих решениях не экономическими законами и экономическими обоснованиями специалистов, а своими обещаниями избирателям. Если бы депутаты были допущены «порулить» тарифами на коммунальные услуги (отопление, ГВС, ХВС, электроэнергия, газоснабжение), то вся российская энергетика просто бы давно рухнула в пучину банкротства. Но им до последнего времени было доверено «рулить тарифами», в основном, управляющих компаний. Видимо, на годы «замораживать тарифы» и душить нас экономически не так опасно и заметно для страны. 

 

- Вот Вы говорите, что жили по «политически обоснованным тарифам» до самого последнего времени. Что произошло и что изменилось? 

- 23 сентября 2020 года состоялось заседание Думы Чайковского городского округа, на котором победу одержал коллективный разум: большинство депутатов поддержало передачу полномочий по утверждению тарифов на содержание и техническое обслуживание жилья на уровень Администрации Чайковского городского округа. Это вызывает у нас – руководителей управляющих компаний – осторожный оптимизм.  

 

- То есть теперь вашими тарифами будут заниматься специалисты в области ЖКХ, а не депутаты-политики, далёкие от суровых  реалий жилищно-коммунального хозяйства? 

- Да, у нас появляется шанс хотя бы немного приблизиться к экономически обоснованным тарифам и, соответственно, работать заметно лучше. Но это вовсе не означает, что наш тариф мгновенно вырастет «до небес» по указанию главы Чайковского городского округа. Так не бывает! И депутаты, безусловно, будут участвовать в обсуждении любых «телодвижений» с тарифами. Но они будут избавлены от необходимости принимать не очень популярные, но экономически выверенные и правильные решения. Обо всём этом очень толково говорит депутат Ольга Шестакова:  

«На сегодня установить тарифы больше - "на свое усмотрение" не может никто! Есть так называемые ограничители, связанные с индексом роста потребительских цен, выше которых цену не поднимет никто! Муниципалитет (депутаты или администрация, в данном случае не важно) может лишь вообще не повышать тарифы, либо повысить условно, на одну копейку, а не на 50, например (по индекс-дефлятору). В результате такой политики –  вот она как раз и называется популистской – цены для населения будут удобными, но в результате они приведут к необоснованными тарифамна которые невозможно полностью оказывать все услуги по содержанию многоквартирных домов. Мы уже это проходили неоднократно, когда вначале сдерживают цены, а потом они взлетают неимоверно. Поэтому, на мой взгляд, искусственно сдерживать рост цен нельзя, это чревато более серьезными последствиями». 

Золотые слова разумного депутата! 

 

  1. - Но ведь есть и совершенно противоположные мнения. Вот, например, что говорит депутат Дмитрий Новокрещенов о тарифе на содержание жилья: 

 

- «Всегда полномочия на установление этого тарифа были у представительного органа самоуправления, потому что именно депутаты, как представители жителей, могли в интересах населения рассматривать вопрос об увеличении этого тарифа. Но не в этот раз. Не в этом составе Думы. Иначе как объяснить настойчивость администрации Чайковского городского округа в лице его "лучшего представителя" Евгения Габсаматова протащить на очередном заседании думы вопрос о передаче полномочий от депутатов на уровень администрации. Вопрос, конечно, интересный. Что за полномочия хочет получить Евгений Габсаматов? Начальник управления ЖКХ и транспорта очень давно мечтает лично "регулировать" (поднимать) тарифы на содержание жилья. Для этого Габсаматов предпринимает третью попытку убедить депутатов проголосовать за этот вопрос. Большинство депутатов этого созыва выбрали позицию обслуживать власть, а не стоять на стороне жителей. Впрочем, отстаивание интересов жителей администрация называет политиканством». 

 

- Александр Леонидович, а как такое  заявление депутата может прокомментировать любой директор управляющей компании? 

- Евгений Габсаматов, как чиновник, несёт персональную ответственность за положение дел в сфере ЖКХ нашего города. Любая катастрофа в этой сфере означает для него, как минимум, увольнение, как максимум – уголовную ответственность. Точно такую же персональную ответственность несёт каждый директор управляющей компании на своём участке работы. Но при любых самых ужасных проблемах в этой сфере – ни один депутат абсолютно никак не пострадаетЕго никто не отзовёт, и из депутатского кресла не прогонит.  Как говорится: «Почувствуйте разницу». Согласитесь, «стоять на стороне жителей» дело совершенно беспроигрышное и безопасное. И политически выгодное. Начальник Управления ЖКХ обязан думать о материально-техническом и экономическом развитии сферы ЖКХ, а оно невозможно без денег, невозможно при «замороженных тарифах», невозможно без непопулярных решений. Политика не должна «рулить» экономикой. Это всегда приводило к масштабным катастрофам.Кроме этого, уважаемый Дмитрий Владимирович ошибается, говоря о том, что всегда в Чайковском полномочия по принятию новых тарифов были у представительного органа.  Были периоды в начале 2000-х годов, когда постановление о принятии тарифов подписывал Глава города. Я как раз в это время только начинал свою трудовую деятельность в ЖКХ после окончания учебы в ВУЗе. И еще, возьмем, к примеру,  соседние города. В Перми, Воткинске, Сарапуле, Соликамске и многих других городах полномочия по принятию тарифов  у администрации.  

 

- Александр Леонидович, вот Вы говорите о «шансе  хотя бы немного приблизиться к экономически обоснованным тарифам». Как это выглядит на конкретном примере «в рублях на квадратный метр»? 

- Ещё в 2015 году специализированная фирма ООО «Иж-Инжиниринг» из Удмуртии рассчитала для всех управляющих компаний города ЭОТ в размере 22 руб./кв.м. С тех пор прошло пять лет. Всё это время мы работали в «политически обоснованном» тарифном интервале от 15 до 17 рублей за квадратный метр, что не имеет ни малейшего отношения к реальным экономическим потребностям. И на 7-5 руб./кв.м. меньше экономически обоснованного тарифа. При этом всё это время – кроме стабильного роста цен на строительные материалы, рабочую силу, оборудование и энергоносители – на нас навешивались дополнительные расходы: это уже ежегодные проверки внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, хранение по полгода записей переговоров диспетчеров с гражданами, увеличение ставки НДС с 18 до 20 процентов, уборка снега на внутриквартальных дорогах и так далее и тому подобное. Представим, что для ЖКХ будет установлен индекс-дефлятор в размере 4% на 2021 год. В этом случае ныне действующий тариф нужно будет просто умножить на индекс-дефлятор: 17,04 руб./кв.м.  х 1,04 = 17,72 руб./кв.м. то есть наш тариф вырастет на 68 копеек. Для нас это ощутимо. Это лучше, чем нулевой рост. И отпадёт необходимость в нешуточных словесных баталиях депутатов, которые «душой болеют» за каждую копейку своих избирателей. 

  

- Александр Леонидович, есть мнение, что вся эта «канитель» с передачей полномочий по тарифам на уровень  Администрации связана с решением вопроса об уборке снега на придомовых территориях и внутриквартальных дорогах за счёт жителей города. Так ли это? 

- Начнём с того, что узаконенных юридически придомовых территорий не существует. Мы об этом не раз говорили и даже показывали решение Верховного суда РФ, в котором прямо говорится, что управляющие компании не обязаны убирать снег на указанных территориях, если эта работа не заложена в тарифе. В нашем действующем тарифе уборка снега не заложена. Но нам всё равно приходится убирать снег на внутриквартальных дорогах и тротуарах, так как это связано с безопасностью жизни граждан: пожарные машины, скорая помощь, полиция, газовая служба и другой специальный транспорт должен беспрепятственно подойти к каждому подъезду. Вся эта работа уже давным-давно выполняется за счет тарифа на содержание жилья, в ущерб другим работам. У управляющих компаний просто нет других денег. В бюджете городского округа тоже нет необходимых сумм на уборку снега во дворах.  Но это не снимает проблему, которую мы обязаны решать: снег на внутриквартальных дорогах мы убирали, убираем и будем убирать. Совершенно правильно говорит об этом тот же депутат Ольга Шестакова: 

«Что касается расчистки дворов от снега и их уборки. На сегодня это обязанность муниципалитета, который существует на деньги налогоплательщиков. В зависимости от того, сколько денег в бюджете есть, столько работы и делается. Просто так 120 млн. руб. из ниоткуда не возьмёшь, надо с чего-то снять и на содержание дворов направить. Дмитрий Владимирович (Новокрещенов), как депутат, формирующий бюджет, вначале должен подсказать людям, откуда взять эти недостающие средства, а потом рассуждать об обязанностях муниципалитета, в противном случае, это тоже именно и есть популизм! Что касается содержания дворов управляйками. Сейчас территория дома заканчивается отмосткой, поэтому управляющие компании и отказываются содержать дворы. В правительстве РФ уже давно готов документ, который автоматически отнесет придомовую территорию к собственности дома. И тогда управляющие компании обяжут содержать дворы по закону. Думаю, в ближайшее время так и произойдет. Недаром сейчас активно пропагандируют ТОСы. Как только завершится межевание земельных участков во дворах, так наверняка закон вступит в силу. Уже никто не будет спрашивать о полномочиях, и собственники будут сами содержать придомовую территорию на свои средства. Сейчас ситуация неопределенная, пока никого ни к чему не обязали, но есть возможность ускорить процесс, только без поднятия тарифа - обязать управляйки содержать дворы. Вот тут и появляется смысл всех реформ. Сейчас или потом ВСЕ РАВНО жители будут содержать дворы за свой счёт! И да, содержать дворы за счёт бюджета, это тоже за наш с вами счёт! Бюджет формируют наши налоги. Как быть в этой ситуации, не знаю. Но на мой взгляд, искусственно оттягивать то, что неизбежно наступит, - лишь усугублять положение. 

 

- Александр Леонидович, передача полномочий по тарифам на содержание уже решённый вопрос. Будет ли от этого польза? Не пострадают ли люди? 

- Я уверен, что решение Думы от 23.09.2020 года очень правильное. Жаль, что подобное решение не было принято лет 5 назад, когда ООО «КИТ» только приступило к управлению своими домами. Я с удовольствием присоединяюсь к словам депутата О.Шестаковой:  

«Не стоит вводить людей в заблуждение популистскими лозунгами, т.к. в конце концов,  рано или поздно, все произойдет без нашего с вами участия. Но да, вскочить на гребне протестной волны на пик общественной популярности, и таким образом завоевать доверие граждан, не важно, как и чем в итоге все завершится, я считаю, это нечестно и аморально - пользоваться неосведомлённостью людей. На мой взгляд, лучше честно сказать, что рано или поздно так будет, только переход этот сейчас станет более плавным и менее болезненным для населения».