Алиса Ларская

Вопросы профессионалам: Что делать с ТКО?

Вступление перед разговором о мусоре получится длинным, потому что история с его утилизацией даже в нашем относительно небольшом городе драматична и противоречива. Руководители УК ООО «КИТ»: директор компании Александр Леонидович Смольников и его заместитель Алексей Геннадьевич Гудков выскажут своё мнение по этой сложной теме. 

 

ВВЕДЕНИЕ 

ТКО – это твёрдые коммунальные отходы (для нас более привычное название – ТБО – твёрдые бытовые отходы). Каждый год общая площадь российских свалок увеличивается на 0,4 миллиона гектаров, а это суммарная площадь крупнейших городов России – Москвы и Санкт-Петербурга. Проблема утилизации ТКО выросла за последние четверть века в общегосударственную проблему, которую, по словам Президента России В.В.Путина на встрече с журналистами 20.12.2018 года, никто даже не пытался решать со времён Советского Союза. По словам руководителя страны, в ближайшие годы планируется построить как минимум 200 мусоросжигательных (или мусороперерабатывающих) заводов. Он же подчеркнул, что даже это для нашей огромной страны – «капля в море».  

Сегодня положение в России и Пермском крае катастрофическое: 

  • заводов по утилизации мусора нет – их ещё не построили; 
  • современных полигонов для захоронения ТКО практически нет (в Пермском крае насчитывается 14 легальных полигонов, где размещаются отходы. Их мощности заканчиваются. Технический уровень полигонов специалисты пессимистично оценивают как «прошлый век»); 
  • сортировка ТКО по фракциям (макулатура, пластик, стекло, металл, органика) фактически отсутствует или находится в зародышевом состоянии; 
  •  перегрузочных станций для подготовки ТКО к перевозке на современные полигоны не существует, как не существует и самих полигонов. 

Перечисленного выше достаточно, чтобы утверждать: в ближайшие годы «мусорная революция» (в самом хорошем смысле этого выражения) в Пермском крае не состоится по совершенно объективным причинам. Такую серьёзную техническую «революцию» нужно долго и упорно готовить.  

Подготовка «как бы» началась. В апреле 2017 года пермские СМИ сообщили: 

«Федеральные власти решили передать полномочия по работе с мусором от муниципалитетов региональным властям. Это значит, что вместо администраций городов и поселков за мусор будет отвечать правительство края. По закону № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» полномочия перешли с 2016 года.  
Сразу переведём это заявление «с русского канцелярского на русский обыкновенный»: такая передача полномочий от муниципалитетов региональным властям означает, что  

органы местного самоуправления перестанут отвечать за переполненные контейнеры и стихийные городские (поселковые, сельские) свалки, так как у них нет на это ни властных полномочий, ни, соответственно, финансовых средств.  

По сообщению жителя Перми Александра Зотина, администрация этого города объявила о ликвидации сотен муниципальных контейнерных площадок для сбора мусора, предложив каждому МКД в сжатые сроки (до 20 декабря 2018 года) создать и оборудовать свою собственную площадку. Это нужно чиновникам, чтобы никак не отвечать за горы новогоднего мусора, которые возникнут в первой декаде 2019 года. В Чайковском большинство площадок для сбора ТКО – муниципальные. И органы местного самоуправления вроде бы не собираются следовать дурному примеру пермяков. И есть МУП САХ, который по указанию главы Чайковского городского округа, конечно, будет «до последней капли крови» спасать город от мусорного коллапса. Вопрос: на какие деньги? Ведь по планам краевого центра возить мусор придётся в Чернушинский район. Это 160 км в один конец. Один рейс мусоровоза за рабочий день. Как оперативно платить за эту работу, если все финансовые потоки пройдут через регионального оператора? Его выбирали почти полтора года – с весны 2017 по конец 2018 года.  

И только  13 декабря 2018 года вновь избранный региональный оператор опубликовал следующее объявление:   

 

Единый региональный оператор начнет работу по сбору и транспортировке ТКО с 1 января 2019 года. В настоящее время предприятие ведет работу по заключению договоров с юридическими лицами.

С 1 января 2019 года обращение ТКО в Пермском крае становится полноценной коммунальной услугой. Обеспечивать сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов  будет единый региональный оператор. В Пермском крае региональный оператор – ПКГУП «Теплоэнерго».

Как пояснили в ПКГУП «Теплоэнерго», предприятие сейчас ведет активное заключение договоров с юридическими лицами. На официальном сайте в разделе «Деятельность» размещены типовые договоры для работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Необходимо выбрать подходящий, заполнить и отправить на почту zayavka@te.permkrai.ru. Для жителей многоквартирных домов и частного сектора заключение договора необязательно, услуга предоставляется на условиях публичной оферты. Договор будет  опубликован на сайте, а оплата квитанции является подтверждением реализации договора. Телефон для справок: 7 (342) 236-90-55.

Как и другие коммунальные услуги – водо-, электро-, теплоснабжение – вывоз и утилизация мусора подлежит обязательной оплате. При этом на обращение ТКО распространяются все льготы, предусмотренные для оплаты коммунальных услуг. Подробнее об этом можно узнать в теротделениях министерства социального развития Пермского края по месту жительства.



Напомним, что в Пермском крае нет ни мусоросжигательных заводов, нет повсеместно организованного раздельного сбора мусора по фракциям, нет ни современных полигонов для захоронения ТКО, ни перегрузочных станций. Нет ничего для решения грандиозных задач, поставленных перед региональным оператором ПКГУП «Теплоэнерго» (принадлежит Региональной службе по тарифам). Есть плохо продуманная логистика по перевозке тысяч тонн ТКО всего на шесть современных полигонов, которые планируется построить в Пермском крае, с «плечом» от ста и более километров в один конец.   

 

ВОПРОСЫ РУКОВОДИТЕЛЯМ УК ООО «КИТ» 

- Александр Леонидович, как Вы относитесь к описанным нововведениям в деле вывоза и утилизации мусора? 

- Пока я не вижу никаких «нововведений», кроме грядущего повышения тарифа на вывоз мусора, административного решения о создании «шести крупных современных полигонов для обработки и хранения отходов» и выбора, извиняюсь, «козла отпущения» - единого регионального оператора по сбору и транспортировке ТКО с 1 января 2019 года. Где эти современные полигоны и 28 перегрузочных станций? 

Но знаю из прессы, что на строительство современного полигона уходит не менее трёх лет. Каждый подобный полигон по региональному плану будет обслуживать 160 тысяч человек, проживающих в соседствующих районах. Нам отводится полигон в Чернушинском районе. А там уже 8,7 тысяч (почти 20% населения района) подписей собрали жители Чернушки под открытым обращением к губернатору Пермского края Максиму Решетникову. Жители полагают, что их полигон для ТБО, куда планируют свозить мусор из Бардымского, Еловского, Куединского, Осинского, Чайковского и Чернушинского районов, не приспособлен для такого объема отходов. Следовательно, неминуема экологическая катастрофа. Жители Чернушки грозят перекрыть дороги к этому полигону при полной поддержке местных властей. Если это случится, то уже в первой декаде 2019 года наши контейнерные площадки, вероятнее всего, будут забиты мусором «под завязку», так как больше везти мусор некуда.  

По региональному плану «современный полигон для захоронения ТКО» со временем планируется разместить на территории и нашего района, если верить карте: 

 

Вряд ли такие радужно-благоуханные перспективы обрадуют жителей Чайковского городского округа: из «жемчужины Прикамья» стать «Южной помойкой Пермского края».  

 

- Алексей Геннадьевич, наверное, и у вас есть вопросы к этому региональному проекту? 

- Я тоже с большим сомнением отношусь к подобным «глобальным» проектам. У нас, например, уже есть региональный оператор в сфере капитального ремонта. Задумка была прекрасной: все сборы на капитальный ремонт МКД аккумулируются «в одних руках» – у регионального оператора. Он проводит конкурсы, находит подрядчиков и организует капитальный ремонт многоквартирных домов на всей территории Пермского края.  

Практика показала, что в нашем городе региональный оператор за всё время существования отремонтировал гораздо меньше МКД, чем это удалось сделать с помощью управляющих компаний и инициативных групп собственников жилья. Многие многоквартирные дома давно отказались от услуг регионального оператора и открыли отдельные лицевые счета МКД, с которых и финансируются работы по тем или иным видам капитального ремонта. И дела у них идут гораздо успешнее, и контроль осуществляется эффективнее.  

Мне кажется, что не всегда «глобальный» подход является удачным решением проблемы. Тем более что на территории Пермского края могут поместиться несколько европейских государств. Только представьте, что на чернушинский или чайковский «суперсовременный полигон ТКО», которого сегодня не существует в природе, повезут твёрдые коммунальные отходы с пяти соседних районов. А это от ста до 160 километров в один конец! Обратно – порожняком. При этом каждый мусоровоз должен иметь на борту прибор системы ГЛОНАСС. Вопрос: кто оплатит эти «золотые» километры «порожняка» и эти дорогостоящие  приборы? Ответ очевиден: потребитель услуги по вывозу ТКО.  

Вот ссылка на нормативные документы: 


С начала 1918 года контроль перемещений транспортных средств, осуществляющих транспортировку опасных грузов и отходов должен осуществляться с помощью оборудования, использующего технологии спутникового мониторинга.

Что это означает для организаций, осуществляющих вывоз мусора?

В первую очередь — все машины, не оснащенные соответствующим оборудованием, фактически окажутся вне закона.

Основной документ, определяющий основания установки оборудования — Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641.

В частности, оно предписывает оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS транспортных, технических средств и систем.

В первоначальном варианте данные требования не распространялись на транспорт, предназначенный для перевозки мусора.

Изменения законодательства:

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 прямо указано дополнить подпункт «г» пункта 1 Постановления №641 дополнить словами «транспортирования коммунальных отходов».

Поручение президента

Особое внимание уделил данному вопросу президент Владимир Путин, указавший именно систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в качестве средства мониторинга мусоровозов.

По итогам заседания Государственного совета 27 декабря 2016 года «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» опубликовано поручение президента Пр-140ГС, п.1 ж, в котором прямо указано: «принять меры по обеспечению безопасного обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами (I и II класс опасности), предусматривающие в том числе: использование Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в целях получения, обработки и передачи навигационной информации при транспортировании отходов и опасных грузов».

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641″, прямо указывает:

п. 27Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018 года.

Выдержка из п. 30: «Оператор… в течение одного рабочего дня обязан предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ данных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации…»

- Александр Леонидович, попробуем подвести итог нашего совсем не праздничного разговора. 

- На мой взгляд, краевое правительство не подготовило материальных условий для решения проблемы с вывозом и утилизацией твёрдых коммунальных отходов (ТКО): 

  • в Пермском крае не построены современные полигоны для утилизации и захоронения ТКО в количестве 6 штук; 
  • нет в наличии и 28-ми перегрузочных станций; 
  • не решён вопрос с раздельным сбором мусора по фракциям (макулатура, пластик и так далее); 
  • не решены вопросы с логистикой перевозок; 
  • не решён вопрос с перевозкой крупногабаритных отходов (старой мебели, дверных и оконных блоков после замены, строительного мусора после ремонта и так далее) потому что подобные отходы невозможно погрузить в обычные мусоровозы; 
  • остаётся открытым вопрос полной обеспеченности специальным транспортом всех населённых пунктов Пермского края и технической готовности его к перевозкам – 100% оснащением приборами спутниковой навигации; 
  • концентрация всех денежных потоков (платежей граждан и организаций) за услуги по вывозу ТКО у регионального оператора лишит возможности органов местного самоуправления оперативно решать вопросы на местах.     

В связи с этим «мусорная революция» в Пермском крае имеет все шансы захлебнуться… в новогоднем мусоре. Хочу особо отметить, что сама передача полномочий по работе с мусором от муниципалитетов региональным властям означает лишь одно: органы местного самоуправления при всём желании не смогут помочь жителям городов, сёл и деревень в решении проблемы со своевременной вывозкой мусора. Вместе с полномочиями уходят и финансовые средства на эти цели. Все жалобы по свалкам мусора на контейнерных площадках  придётся направлять в Пермь, в правительство края, или звонить региональному оператору по телефону 8 (342) 236-90-55. 

Проблема заключается в том, что мусорные контейнеры «работают без выходных и праздничных дней». Что такое «мусорный коллапс» хорошо известно жителям города Челябинска. Этот город превратился в свалку за считанные дни.