Алиса Ларская

ЖКХ. Вопросы профессионалу

На вопросы нашего корреспондента отвечает Алексей Гудков, заместитель директора УК ООО «КИТ» по общим вопросам. 

Алексей Геннадьевич, предлагаю вернуться к ряду проблем, которые обсуждались на отчётных собраниях в конце мая этого года. Давайте ещё раз поговорим о неплатежах населения. Директор УК ООО «КИТ», Александр Смольников объяснил, что взысканием долгов за жилищно-коммунальные услуги занимается специализированная организация ООО «Легион». Эта организация работает только с самыми злостными должниками вашей управляющей компании, с теми, чей долг превышают 10 тысяч рублей. А что делать с теми, у кого долги меньше 10 тысяч? 

- Да, общая задолженность злостных неплательщиков около 25 миллионов рублей по состоянию на май 2018 года. Их долги лишь немного превышают половину всей суммы долгов населения перед УК ООО «КИТ». Категория «мелких должников» есть, и в её непрерывно меняющийся состав попадают сотни людей, с очень разными причинами, по которым наши услуги оплачиваются несвоевременно. Напомню: сначала мы выполняем работу и предоставляем коммунальные услуги, а только потом предъявляем счета к оплате. И получается, что с нашей стороны всё сделано, а оплаты нет. Крайне редко причины бывают объяснимыми и уважительными. Ни один магазин не отпустит товар в июле, чтобы за него рассчитались в октябре без оформления кредитного договора с конкретными штрафными санкциями за просрочку ежемесячных платежей. В сфере ЖКХ постоянные неплатежи – «норма жизни» уже не первый десяток лет. Ущерб от «забывчивости» граждан оплачивать жилищно-коммунальные услуги ежемесячно, а не «когда придёт в голову», исчисляется миллионами рублей. В результате мы получаем очередную порцию гневных требований от ресурсоснабжающих организаций и своих подрядчиков, с которыми не можем вовремя рассчитаться. Нарушается ритмичность выполнения целого ряда работ: даже если наши подрядчики готовы нас выручить и подождать с оплатой труда, то необходимые материалы никто даром не отпускает. Чтобы подробно разбираться с сотнями «мелких должников» нужно принимать в штат управляющей компании, как минимум, трёх дополнительных специалистов с юридическим образованием. У нас такой возможности нет. Тут ещё надо вспомнить, что примерно 75% всех платежей населения – это деньги ресурсоснабжающих организаций – чужие деньги. Управляющие компании содержат отряды юристов, тратят деньги на госпошлину и судебные расходы, чтобы вернуть эти чужие деньги, потратив свои. При этом на нас ещё гневно покрикивают, угрожают судом и наказывают штрафами, но за всю пятнадцатилетнюю историю существования управляющих компаний нам ни разу не сказали спасибо и не предложили финансовую помощь при оплате той же государственной пошлины. А ведь это десятки тысяч рублей, которые ежемесячно и надолго изымаются из оборотных средств УК. При невозможности взыскать долги мы эти деньги просто теряем. Получается, что чем лучше и активнее мы работаем по взысканию чужих долгов, тем больше теряем денег для выполнения своей прямой работы по содержанию жилищного фонда. Разве это нормально? С переходом ресурсоснабжающих организаций на прямые договоры с собственниками наше положение изменится коренным образом: энергетические монополисты должны будут сами бороться со своими должниками, содержать свою армию юристов, тратить свои миллионы на судебные расходы. Сваливать свои проблемы им будет не на кого. Разумеется, это станет основанием для очередного повышения тарифов на отопление и горячее водоснабжение. 

А мы займёмся своими должниками по тарифу «содержание и техническое обслуживание жилья».  

Придётся вспомнить некоторые старые, испытанные и действенные способы «лечения забывчивости». Например, должникам с двухмесячной задолженностью присылать счета на бланках жёлтого цвета. А с задолженностью трёхмесячной – отправлять счета на красных бланках с предупреждением на обратной стороне о судебной ответственности. На людей, не потерявших стыд, такие меры действуют.  

- Алексей Геннадьевич, вот Вы сказали о неизбежном повышении тарифов на коммунальные услуги (на энергоресурсы) в ближайшем будущем. Этот вопрос тоже был предметом обсуждения на общих собраниях с собственниками. Расскажите об этом подробнее.   

- Да, в нашем городе наступает очередная «эпоха перемен» – переход на «прямые договоры» между собственниками и ресурсоснабжающими организациями с 1 июля 2018 года. Эти перемены коснутся и содержания счетов на оплату. Энергетические монополисты будут связаны прямым договором с каждым отдельным собственником. За выполнением договорных обязательств энергетикам придётся следить самостоятельно, а они этим рутинным и ежедневным делом заниматься не приучены. Если много лет подряд управляющие компании были «козлами отпущения» и вечными должниками энергетиков из-за долгов населения, то с переходом на прямые договоры всей «грязной» работой по взысканию задолженностей с граждан им придётся заниматься самостоятельно и за свой счёт. Они будут вынуждены принять на работу, как минимум, сотню юристов в масштабах Пермского края, платить им хорошую зарплату, тратить деньги на судебные расходы, распечатывать и разносить счета на оплату и так далее. Разумеется, все эти дополнительные расходы будут самым законным образом включены в тарифы на отопление и горячее водоснабжение.  

Предлагаю ознакомиться с графиком повышения тарифов на теплоснабжение в Перми с 2007 по 2018 год: 

У нас всё, примерно, то же самое. Некоторые независимые эксперты считают, что все долги населения в Пермском крае за каждый прошедший год включаются в тариф следующего года в качестве компенсации финансовых потерь энергетических компаний. И мы, рядовые потребители энергоресурсов, дружно платим за тех граждан, кто имеет долги прежних месяцев и лет. Но долги эти постепенно взыскиваются с должников в судебном порядке, превращаясь в дополнительный «призовой бонус». Так это или нет – проверить невозможно, так как формируются энергетические тарифы в краевом центре и доступ к этой информации простым смертным закрыт. Но правоохранительные органы и федеральная антимонопольная служба в прошлом году выявили массу нарушений при формировании энергетических тарифов. Например, в затраты энергетиков включалась удвоенная зарплата сотрудников, завышенные затраты по банковским услугам и многое другое. У нас есть все основания не верить в экономическую обоснованность этих энерготарифов, но повлиять на их формирование мы не можем. Если той же новой сотне юристов назначат официальную зарплату по 100 тысяч рублей в месяц на человека и будут правильно платить все налоги, то мы, потребители, оплатим из своего кармана и эту сумасшедшую зарплату, и все налоги по очередному утверждённому тарифу на 2019 год. И всё будет законно. 

Это наш тариф на «содержание жилья» не меняется годами, так как этого не допускают местные депутаты, избираемые народом. А энергетические тарифы будут ежегодно только увеличиваться.     

- И последний вопрос, который тоже обсуждался на собраниях собственников: какова  судьба придомовых территорий? 

- Я на эту тему говорил с исполняющим обязанности главы города, Александром Николаевичем Пойловым. На мой взгляд, все придомовые территории должны пройти паспортизацию и стать законной частью городского имущества. Только в этом случае бюджетом могут на законных основаниях выделяться средства на благоустройство, ремонт и круглогодичное содержание придомовых территорий, внутриквартальных дорог и тротуаров. Сегодня мы вынуждены тратить на эти цели средства, кторые должны идти только на содержание и ремонт многоквартирных домов. Все работы по уборке того же снега в зимнее время должны выполняться за счёт бюджетных средств, а не из карманов собственников. Моя позиция конкретна: расчистка городских внутриквартальных дорог в зимнее время – задача городской администрации, а не управляющих компаний.  Думаю, что в процессе преобразования нашей территории в городской округ к этой проблеме придётся вернуться и её решить.